Наезды, развороты и откаты

Автошколы просят МВД доработать проект регламента по приему экзаменов на право управления автомобилем. Этот документ, который вступит в силу в 2021 году, уже вызвал бурную общественную дискуссию, поскольку вводит серьезные коррективы в привычные испытания для водителей. В частности, речь идет об отмене «площадки» (тестов в рамках закрытой учебной территории) и введении единого 30-минутного экзамена по вождению в условиях городской среды. Участники образовательного рынка недовольны формулировками регламента, которые могут запутать кандидата в водители и привести к «злоупотреблениям» во время упражнений «заезд в гараж», «разворот в ограниченном пространстве», «начало движения на подъеме» и «параллельная парковка».

Закончилось общественное обсуждение проекта нового регламента по сдаче экзаменов на права. Подготовленный ГИБДД документ вступает в силу с 1 апреля 2021 года: вводится единый экзамен по вождению (для категорий B, С, D) вместо «площадки» и «города». “Ъ” подробно рассказывал о проекте 11 сентября (см. «Ъ-Онлайн»). Тест будет длиться 30–40 минут, экзаменатор проверит как начальные навыки вождения (например, параллельную парковку или старт движения на подъеме), так и умение маневрировать в потоке (перестроения, обгоны и т. д.).

Участники образовательного рынка направили в МВД замечания к проекту (“Ъ” ознакомился с ними). Речь, в частности, идет об отсутствии четких инструкций и параметров упражнений для водителей, которые содержат, например, действующие правила.

Представители Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ), к примеру, недоумевают, как экзаменатор проконтролирует выполнение маневра «постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов» (как и чем измерять угол?) или разворот «в ограниченном пространстве» при движении задним ходом (какое пространство является ограниченным?).

В упражнении «остановка и начало движения на подъеме и на спуске» не нормируется величина отката, пишут представители Федерации автошкол Татарстана. По текущим правилам, напоминают там, для контроля отката экзаменатор ставит стойку в 30 см позади машины. Союз автошкол Москвы обратил внимание на упражнение «постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом»: идет речь о парковке машины к незанятой обочине или между двумя автомобилями?

Вопросы вызвала и система регламентации ошибок, за которые начисляются штрафные баллы либо экзамен прекращается. Национальный союз ассоциаций автошкол (НСАА) обратил внимание на правило, согласно которому наезд «на бордюр или препятствие» считается грубой ошибкой: будет ли нарушением, если ученик выехал на пределы проезжей части или обочины, если нет бордюра? При фиксации ошибки «превышение установленной скорости движения» надо установить минимальный порог превышения в 5 км/ч, считают в НСАА, так как новичку сложно «точно дозировать нажатие на педаль газа во время движения». Союз автошкол Москвы говорит о четырех видах ошибок, где не хватает конкретики: «выбор скорости движения без учета дорожных и метеорологических условий», «не обеспечил контроль отката стояночным или рабочим тормозом», «не пользуется зеркалами заднего вида» и «неправильно оценил дорожную обстановку». «Пункты не имеют четких критериев оценки со стороны экзаменатора и разъяснений допустимых параметров, что приведет к невозможности объективно оценить действия кандидата в водители и исключит возможность обжалования неправильно выставленных штрафных баллов»,— считают в союзе.

НСАА отдельно упоминает об ошибке «резкий старт (рывок, пробуксовка) при начале движения»: «Считаем излишним и предлагаем исключить этот пункт как трудно оцениваемый объективно, не являющийся нарушением и не представляющий опасности для движения».

Союз автошкол Москвы говорит о том, что регламент не запрещает принимать часть экзамена на площадке (если есть такая возможность), как это делается сейчас. «Кандидаты в водители будут попадать в неравные условия,— подчеркивают представители организации.— В одном случае они будут выполнять экзаменационные упражнения в привычных условиях закрытой площадки, с четко обозначенными размерами и границами, в другом же случае — в реальной дорожной обстановке, где размеры и границы для выполнения упражнений могут сильно отличаться либо вообще отсутствовать».

В МААШ считают «невозможным принятие регламента в представленном виде», Союз автошкол Москвы настаивает на доработке документа, «оставив как можно меньше пространства для злоупотреблений субъективным мнением экзаменатора».

Часть предложений автошкол в ГИБДД, по данным “Ъ”, уже получили и изучают, не исключено, что некоторые из них будут учтены. По итогам на regulation.gov.ru будет опубликована таблица учтенных и неучтенных поправок, а также доработанная версия проекта регламента.

Иван Буранов

Источник: www.kommersant.ru