Арбенина спелась с Дробышем на Fox Rock Festival

Мир перевернулся с ног на голову. В наше «прекрасное» ковидное время провести крупное мероприятие — все равно что пройти по лезвию ножа: опасно и практически нереально. Во всем этом хаосе продюсеру Виктору Дробышу и его команде чудом удалось провести в Липецке на острове Зеленый Fox Rock Festival — двухдневный альтернативный фестиваль, где рокеры смешались с рэперами, юными альтернативщиками и заслуженными мастодонтами сцены.

Казалось бы, фестиваль уже состоялся, все сложилось наилучшим образом. Однако через несколько дней после него появилась странная и скандальная новость о том, что якобы у организаторов был документ о его запрете от Роспотребнадзора, но они проигнорировали его. А еще через несколько дней — видимо, из-за небольшого репортажа в «Музыкальных хрониках» «МК» — мне в социальных сетях стал настойчиво написывать некий мужчина с очень подробными расспросами о том, «а правда ли на входе проводилось ПЦР-тестирование?» Я ответила как есть: «Правда». Более того, при мне одного журналиста с положительным тестом отправили домой и не пустили на территорию. После мужчина с гордостью заявил, что это он пытался сорвать фест и писал гневные письма в Роспотребнадзор, которые там и поддержали, действительно направив устроителям рекомендации о «воздержании». Однако прямого запрета все-таки не было, что оставило, так сказать, возможность для маневра.

Так или иначе, вопреки «доброжелателям», событие прошло. Определение «рок-музыка» уже давно перестало быть привязано к конкретному жанру, скорее, оно передает энергетику, драйв, некое внутреннее чувство свободы, которое выражают артисты, выходя на сцену, — без попсовой искусственности, не боясь быть собой, дерзкими, где-то странными. А музыкальные средства при этом могут быть самыми разными.

Уже второй год одной из самых популярных молодежных команд остается группа «Кис-Кис». Две барышни рубят вполне себе олдовый, трушный рок. При этом лица гитариста и барабанщика они долго скрывали и только недавно открыли их публике. Тексты, конечно, вызывают некоторые вопросы: девчонки в уже подростковом возрасте поют про секс и однополую любовь — практически по минному полю «духовных скреп» текущей смутной реальности местного бытия. Если же абстрагироваться от этой реальности (а настоящее искусство в основном так и выживает во все времена), то вроде бы ничего такого, но, кажется, артисты сами провоцируют и более возрастную публику, и журналистов в интервью, общаясь максимально вызывающе. Не хочется впадать в старческое брюзжание, да и те же любимцы публики Rammstein, например, никогда не были хорошими мальчиками (как и большинство известных в мире рок-команд), но, с другой стороны, никто не отменял возрастной ценз и, возможно, должны существовать какие-то рамки. Резюмируя, можно сказать, что «Кис-Кис» одновременно вызывают удивление, даже местами раздражение, но их как явление интересно разглядывать, о них интересно говорить.

Другая юная барышня, Лиза Гинзбург, стала известна благодаря своей песне «Мечтала»,

видео на которую набрало в Интернете 3 млн. живых, не накрученных просмотров. В отличие от своих провокативных коллег, Лиза, оставаясь их ровесницей, пишет изящную, красивую, утонченную музыку с глубокими текстами, напоминающими стихи поэтов Серебряного века. Живет и существует в одном времени, возрасте и на одной творческой площади с «Кис-Кис», но сильно отличается от них. На вопрос, какой она видит себя на сцене через 10 лет и что значит для нее успех, Лиза отвечает: «Я не задумываюсь об успехе как таковом. Для меня важно поделиться со слушателями тем, что внутри, своими мыслями, эмоциями. И самое ценное для меня — возможность увидеть и услышать резонанс, который возникает при живом контакте с ними, когда я выхожу на сцену».

***

Еще одна любопытная молодая группа, выступившая на фестивале, — Wildways. Она была основана в Брянске в сентябре 2009 года гитаристом Сергеем Новиковым. Изначально с ироничным названием Sarah, Where Is My Tea? («Сара, где мой чай?») коллектив выпустил 2 полноформатных альбома, а в 2014 году решил сменить название на Wildways. Сейчас на творческом счету у коллектива четыре полноформатных альбома, четыре мини-альбома и четырнадцать синглов. Энергии хоть отбавляй, как и умения держаться на сцене. Парни могут дать фору и матерым рок-н-ролльщикам. Среди тех, кто вдохновляет, они называют команды Bring Me The Horizon, As Blood Runs Black, My Autumn.

Не обошлись на фесте и без новомодных рэперов. Таких как GONE.Fludd. Он же Александр Смирнов и Саша Бузе. Артист начал сольную карьеру в 2014 году, с тех пор выпустив пять студийных альбомов и семь EP. В 2015 году в составе формации Sabbat Cult у него вышел альбом «August Underground», а потом 2 сольных — «Формы и Пустота» и «High Lust». В 2016–2017 годах он записал три альбома совместно с Lottery Billz, M00NCHILD и IROH, однако первый успех пришел с выходом альбома «Boys Don’t Cry». Массово популярен рэпер стал осенью 2018 года с выходом альбома «Суперчуитс» и таких песен, как «Сахарный человек» и «Дрипсэт».

Подростки бежали на выступление юного кумира по полю, как по минному. На вопрос: «Что вы в нем нашли?» — отвечают: «А качает». К текстам артиста, однако, лучше не прислушиваться, чтобы крепче спать (гормоны прут похлеще, чем у «Кис-Кис», содержания еще меньше). Смотришь на площадку и диву даешься, как может мутировать жанр. Да, хип-хоп на любителя, однако возник он как стиль с довольно тяжеловесным смысловым направлением, поднялся как протестная волна в неблагополучных американских кварталах, а в прочтении современных тинейджеров превратился просто в хайп. Последний российский рэп-исполнитель с лицом, по-настоящему «обезображенным» интеллектом, это, пожалуй, Oxxxymiron. Однако его уже и за уши не притянешь к молодой гвардии, он давно появился на сцене, да и рос, на секундочку, не в России, а в Англии. В общем, судя по выступлениям юных хип-хоп-исполнителей, Окси и Ко не смогли воспитать себе достойную замену.

***

Арбенина спелась с Дробышем на Fox Rock Festival

Несмотря на успехи, которые делают молодые исполнители на современной сцене, им все же пока однозначно далеко до таких героев, как Shortparis, Little Big и The Hatters. Обо всем по порядку. Первыми на сцене отжигали «Шляпники». Впрочем, неудивительно: именно они дали первый автоконцерт еще прошлым летом, когда, несмотря на пандемийные ограничения, стал возможен такой формат выступлений. Ребята уже несколько лет, с тех пор как громко ворвались на сцену, становятся хедлайнерами крупнейших фестивалей. Они, кстати, успели даже «наполовину» отыграть на не состоявшейся в этом году и отмененной в день открытия «Дикой мяте» (известие о запрете опен-эйра пришло, когда у артистов шел в разгаре саундчек). Глядя на них, понимаешь: главное, чтобы музыкантов «перло». Они сами не перестают кайфовать от своих выступлений. И вроде бы нельзя сказать, что коллектив как-то бурно экспериментирует: все, что они делают, легко вписывается в определение «джипси-рок», навевает ассоциации с Gogol Bordello, Кустурицей и его оркестром. Но есть в них что-то самобытное, то, что отличает эту команду от всех других. Кстати, отвечая на вопросы об экспериментах, солист Юрий Музыченко говорит: «Мне кажется, важно чувствовать баланс между экспериментом и той линией, по которой уверенно движется группа. Это вопрос интуиции, музыкальной чуйки. Нужно просто слушать себя и друг друга».

Фронтмен был особенно рад музыкальному вопросу от «МК» на пресс-конференции и очень негодовал по поводу того, что журналистов вместо музыки все чаще интересуют желтые новости. Так, относительно недавно по Сети поползли слухи о том, что артист чуть ли не пырнул кого-то ножом в пьяной драке. Музыченко эти слухи отрицает и искренне недоумевает, почему такие «горячие пирожки» интереснее СМИ, чем творческие темы. Так случилось, что на Fox Rock Fest артист выступал со сломанной ногой, поэтому часть выступления опирался на высокий барный стул, что, однако, не помешало ему дать жару, танцуя верхней частью тела. Во второй части шоу он все-таки не выдержал и уже стал бодро расхаживать по сцене с тростью, чем-то напомнив одновременно Хью Лори в образе доктора Хауса, Игги Попа и Роба Зомби. В общем, сломанная нога и стильная трость с металлическим набалдашником только придали шарма.

***

Несколько раз во время шоу The Hatters вспоминали своих друзей — Little Big, которые вышли на сцену практически сразу после их выступления и сета белорусского рэпера ЛСП. «Биги» — давние друзья «Шляпников», снялись у них в первом клипе «Russian Style» и вообще всячески поддерживали соратников, значительно повлияв на то, что они стремительно забрались на вершину успеха. Мы уже писали в «Музыкальных хрониках» о том, как лидер команды Илья «Ильич» Прусикин отрывал наклеенные усы, проиграв в споре (он до последнего сомневался, что фест состоится). Команда сыграла все свои любимые публикой хиты, включая легендарную Skibidi, с которой и началась практически всемирная «литтлбигомания», и уже культовую Uno — с несостоявшегося «Евровидения-2020». Пикантности выступлению придало и то, что совсем недавно «Ильич» совершил каминг-аут — признался в романтических отношениях с солисткой группы Софьей Таюрской. Поскольку сейчас артисты уже не скрывают свой роман, их шоу выглядит еще более ярким, живым и эмоциональным.

***

Арбенина спелась с Дробышем на Fox Rock Festival

Shortparis, уже уверенно примеряющие на себе лавры ведущей прогрессивной рок-группы всея Руси, продолжают шаманить и выглядят на сцене как настоящие маги. Помню, пару лет назад в горах на Live Fest ведущий опен-эйра Михаил Козырев назвал их «самой мистической современной группой». И был абсолютно прав. Ничего подобного публика уже давно не слышала и не видела. Тексты даже не с двойным, а с тройным дном, каждый раз — новый непредсказуемый перформанс на концертах, и это только малая толика того, чем делятся артисты с публикой.

Ни одно их шоу не похоже на предыдущее. То солист Николай Комягин выходит на сцену прямо из толпы, как будто в секунду материализовавшись посреди танцпола, то они с коллегами решают вдруг покататься на лифтах прямо во время концерта (как это было на фестивале New Open в Екатеринбурге). Что удивительно, каждый раз им в такие моменты удается удивительным образом синхронизироваться, звучание не страдает от причуд исполнителей.

В этот раз музыканты пригласили на сцену технических работников, которые в спецовках отжигали под хиты группы. В финале артисты и сами надели спецодежду. Было и несколько пикантных моментов. Когда Комягин, например, надел поверх брюк женские трусики танга. Без выхода в танцпол и тесного общения с поклонниками тоже не обошлось. Правда, показалось, что артисту очень тяжело даются эти опыты: будучи по натуре скорее интровертом (Николай почти не дает интервью, редко выходит на связь с журналистами, да и с фанатами), кажется, что каждый подобный выход он переживает как пытку. Но почему-то снова и снова спускается к слушателям.

***

Арбенина спелась с Дробышем на Fox Rock Festival

Уже упомянутую Лизу Гинзбург горячо поддержала в Интернете Диана Арбенина, закрывавшая фестиваль эмоциональным, как всегда, и невероятно красивым музыкально (тоже как всегда) сетом. «Нашествие» отменили, так что здесь оторвемся и за него», — воодушевленно глаголила певица до выхода на сцену в зоне бэкстейджа. «Если честно, мне неинтересны 90 процентов молодых артистов, — призналась Диана, — я не вижу ни таланта, ни концепции, очень много пустоты вокруг. Проблема современных музыкантов в отсутствии классного контента. Он беспомощный, он не остается надолго и очень смахивает на ширпотреб. Конечно, не все, но тем не менее. Я почти не вижу потенциала. Я не старая грымза, которая постоянно хочет быть на сцене, — нет. Но дело в том, что песни настолько безлики и настолько монетизированы — они не индивидуальны, и голоса не отличишь один от другого. Получается, что все на сезон. Мне очень жалко этих молодых ребят, потому что тот, кто один раз испытал адреналин сцены, хочет вернуться. Но нужно с чем-то возвращаться, а тебя просто могут не хотеть дальше».

Рок-музыкантка никогда не боялась честно высказывать свое мнение по любым вопросам, относительно музыки — особенно. И имеет на это полное право. Проведя на сцене уже несколько десятилетий, она до сих пор остается в завидной творческой, да и физической форме, двигается вперед, создает классную музыку и интересные композиции, радует поклонников мощнейшими шоу. Ее позиция по поводу многих молодых артистов абсолютно оправданна: за хайпом часто мало смысла. Молодая публика бодро ведется на эпатаж, но мало кто хочет копнуть глубже. Впрочем, что было приятно, Fox Rock Fest показал зрителям довольно большой срез самых разных исполнителей на любой вкус. Нравится модное и дерзкое? Пожалуйста. Хочется качественного звучания и смыслов? Держите!

***

Символично, что во второй день фестиваля его «конструктору», инициатору и продюсеру Виктору Дробышу исполнилось 55 лет. «Спасибо, что поддержали нас. Непросто проводить мероприятие впервые, тем более в такие времена. Здорово, что все сложилось, — сказал он. — Мы задумывали фестиваль как международный, и в этом, конечно, мы сильно замахнулись, но посмотрим, что будет дальше. Сейчас мы уже можем показать хронику людям из других стран и заинтересовать их. Остров Зеленый может стать уникальным. Я верю, что в следующем году границы будут открыты и мы будем расширяться». Арбенина расшевелила скромничавшего и упиравшегося всеми конечностями Дробыша, вытащив титулованного композитора-продюсера на сцену, чтобы вместе исполнить одну из песен. Публика, конечно, на минуту оторопела: неужто сейчас «Часики» споют? Но обошлось. Зазвучала пронзительнейшая и одна из самых «арбенинских» у Арбениной песен «Ты дарила мне розы». И хотя Дробыш стеснялся, бубнил, что не умеет петь (и это чистая правда), душевный дуэт удался.

Публика и артисты разъезжались не только довольные тем, что вопреки всему удалось вдохнуть глоток музыкального воздуха и фестивального куража, но и с надеждой, что продолжение последует.

Источник: www.mk.ru

Читайте также: